ББЗ «Ищите мудрость в словарях».

24 ноября для учеников 3 «А» класса МБОУ «Лицей №20» проведёно библиотечно-библиографическое занятие «Ищите мудрость в словарях».

Ребята узнали, что День энциклопедий и словарей ежегодно отмечается 22 ноября. Такая дата выбрана не случайно.  Это день рождения Владимира Даля, создателя Толкового словаря живого великорусского языка. Праздник учреждён в 2010 г. по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. Наибольшую славу ему принёс его «Толковый словарь живого великорусского языка». На составление книги ушло 53 года.

Библиотекарь и ребята порассуждали, зачем люди обращаются к словарям. Сделали вывод, что чем раньше заведёшь с ними дружбу и научишься ими пользоваться, тем будет шире кругозор и основательнее знания.

Словари не только друзья, но и помощники. Они помогают правильно писать слова, определять из значения, объяснять происхождение слов, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, помогают развивать культуру речи, приобщают к культуре народа.

Затем ребята разделились на команды: «Апельсин», «Совята», «Умницы», «Лучики», «Эрудит» и приняли участие в конкурсной программе.

Перед началом конкурсов библиотекарь рассказала, как нужно работать со словарями и сделала обзор книжной выставки «Русской речи государь, по прозванию Словарь».

Первым открыл занятие орфографический словарь. Функция орфографического словаря – помощь в верном написании и произношении слова, вызывающего затруднения (в написании, произношении). Во всех словах, содержащихся в таком словаре, расставлены ударения. Каждая команда получила одинаковый набор карточек, где были написаны школьные предметы, их нужно было поставить в алфавитном порядке.

Встреча с «Толковым словарём» состоялась не в первый раз. Ребята работали уже с этой книгой на уроках русского языка. Ребята вспомнили, как работать со словарём. Этот словарь объясняет значения слов, определяет части речи, помогает подобрать однокоренные слова. Затем каждая команда получила толковый словарь и конверт с заданием. Нужно было из букв сложить слово и найти его значение в словаре. Ребята выполняли задание в команде, а капитаны озвучивали решение команды.

Следующий словарь синонимов. Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Команды получили задание, в котором 7 синонимов нужно было заменить синонимом из 4 букв.

Также ребята познакомились со словарём антонимов.  Антонимы-это слова с противоположным значением. Ребята получили карточку с заданием и соединили линиями слова-антонимы.

Также команды узнали, что существует словарь иностранных слов. Из которого можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, и сведения о его происхождении.

Завершал занятие фразеологический словарь. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы. Команды определили значение фразеологизмов и заменили их одним словом.

Ребята прекрасно справились со всеми предложенными заданиями. И теперь усвоили, что словари-друзья и их можно взять в библиотеке.

Завершился урок подведением итогов по заданиям и оглашением баллов каждой команды.