Краеведческое путешествие «Золотая россыпь донского фольклора»

«Чем дальше
в будущее входим,
тем больше
старым дорожим…»

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через столетия… В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…»                                                                                                                                                     Б.М.Немецкий

Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, загадками и пословицами, особыми играми и обычаями.

Устное народное творчество  Донского края — кладезь народной мудрости.

Добрый день всем добрым людям!
Пусть для всех таким он будет
Здравствуйте, гости званные и желанные
Рады гостям, как добрым вестям!
По доброй казачьей традиции
Всех привечаем, душевно встречаем!

Литература донского края интересна и своеобразна, она перекликается идеями, сюжетами, образами, художественными приемами со всей литературой огромной многонациональной России. Ведь безвестные создатели национального фольклора не мыслили себя, свой край вне большой Родины, ее проблем.

Остановка №1: «На Дону пословица недаром молвится».

Любовь к малой родине и к Дону-Батюшке запечатлена во многих донских пословицах и поговорках. Казачьи пословицы и поговорки помогают нам узнать, кто такие казаки, как они жили, что ценили больше всего, как работали и как отдыхали. Можно отметить тот факт, что в своей основной массе донские пословицы и поговорки отражают казачий быт, уклад жизни казаков, уважительное отношение к родной земле, родине, к труду, а также к бессменному спутнику казака – коню, который с казаком и на войне, и на поле в борозде. У казаков особое отношение к труду, потому что на Дону жили и живут люди, с детства, приученные к работе в огороде, поле. Для казака родина — больше, чем место жительства, за свою родину он готов биться до победного конца.

Остановка №2: «Загадки казаков».

Загадка – это один из малых жанров фольклора. Загадки точны, в них всегда говорится о каком – либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. А сколько интересных загадок у донцов-казаков. Их можно разделить по разным темам: о различных явлениях природы, о животных, о растениях, об овощах, о небесных светилах, о человеке и его жизни.

А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем.

На этой  остановке  вам  необходимо дать правильный ответ. Желаем вам удачи!

Остановка №3: «Сказка – складка, да дело гутарит».

Около пятисот лет тому назад приютил батюшка Дон выходцев из разных земель, большинство из которых были русские. Именно они принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Под влиянием новых условий жизни изменились характер пришельцев, взгляды на жизнь.

Даже сказки стали рассказываться по-иному. Если сравнить русские и казачьи народные сказки, легко убедиться, что героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, рассчитывающий больше на свою смекалку, ловкость и удаль.

Соответственно жизненная мотивация событий почти совсем вытеснила элемент волшебной фантастики. Например, казачья сказка «Танюшка и мачеха» очень похожа на русскую народную сказку «Василиса прекрасная». Много у донских казаков сказок о животных: «Глупец и жеребец», «Казак и лиса», «Лиса и рак», «Две козы». Можно выделить сказки донских армян, сказки казаков-некрасовцев и другие.

Сказки Донских казаков высмеивают глупость и лень, жадность и трусость, лживость и несправедливость. А прославляют мужество и смелость, трудолюбие и честность, смекалку и ум.

Недаром казачья же пословица гласит:«Сказка – складка, а уму учит».

Остановка №4: «Земля донская – мать родная».  Легенды.

С давних пор живут легенды  на донской земле. Они ценны своей связью с прошлым и современны своим глубоким нравственным смыслом. Донские легенды передают из поколения в поколение память о славной истории предков,  об их месте в историческом прошлом России. Один из главных героев легенд — Ермак. Он навсегда останется в легендах и песнях Верхнего Дона человеком справедливым, храбрым и честным воином.

История нашего города начинается с давней легенды о том, как Петр I впервые назвал наш родник “богатым”. Затем Елизавета Вторая выбрала высокий берег Дона для Темерницкой таможни (1749г.). А в 1761 году Александром Ивановичем Ригельманом была построена крепость святого Дмитрия Ростовского. В архитектуре крепости присутствовала особая красота и гармония и за свое «произведение» Ригельман был награжден золотой табакеркой, доверху наполненной золотыми червонцами. Табакерку Ригельман получил из рук самой императрицы — Екатерины Великой.

Остановка №5: Предания и былины.

Донские предания — жанр фольклорной не сказочной прозы, раскрывающий  историческую тематику в её народной трактовке. В отличие от легенд сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями. Содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей. Действующие лица донских преданий  — цари, правители, разбойники, мифо-эпические персонажи.  Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий).

Былины на Дону известны как «стародавние», «прадедовские» песни. Да и по содержанию, форме, манере исполнения они на протяжении ряда веков приобрели сходство с казачьими строевыми и походными песнями. Таковыми их делают краткость сюжета, сводимого до одного эпизода, соотнесенность с реалиями казачьей боевой и походной жизни, неповторимость донского пейзажа, сведение к минимуму гиперболизации и фантастического элемента, своеобразие языка, его эмоциональная окрашенность, многообразие и мелодическое богатство хорового исполнения. В песнях-былинах отражены просторы степей, ширь и величавость тихого Дона, память о конных и морских походах, об особенностях стародавнего военно-бытового уклада жизни казачества.

Учеными-фольклористами записано более сотни вариантов таких былин. У А.С. Козаченко донские былины сопоставлялись с былинами записанными в других казачьих областях: «Илья Муромец», «Былина о Добрыне Никитиче», «Дюк Степанович», «Садко богатый купец».

Остановка №6: «Веселы привалы, иде казаки запевалы».

Огромную роль в жизни донского народа играют песни. Слово, соединённое с музыкой, обладает большой силой и красотой. Любые важные события: праздники, свадьба, работа, игры – сопровождаются народными песнями. Почему говорят «народная песня», а не «авторская»? Народные песни слагал народ. Всё, что происходило в жизни человека, передавалось в песне. С самого рождения и до последних дней жизни человека сопровождают песни. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим.

Биография Александра Михайловича Листопадова.

Донская земля богата замечательными и талантливыми людьми. Замечательным знатоком и исследователем донской народной песни является прославленный деятель культуры и искусства, быть может, не слишком известный широкой публике, но, безусловно, заслуживающий внимания и почета. Речь идет об Александре Михайловиче Листопадове (1873-1949), выдающемся фольклористе, талантливом музыковеде, блестящем этнографе. Песня всегда была самым популярным видом народного творчества на Дону. Именно в ней отчетливо звучал голос далекой казачьей вольницы, именно в ней наиболее ярко запечатлелись образы любимых народных героев – Степана Разина, Ермака Тимофеевича. Слагая песню, казак вкладывал в нее душу, любовно передавал ее из рода в род.

В своих исследованиях на основе собранного им материала Листопадов показал ярко самобытные черты донской песни, которые позволяют ей занять почетное место в русском фольклоре.  Будущий знаменитый фольклорист родился 18 сентября 1873 года в станице Екатерининской-на-Донце. С детства он искренне полюбил донскую песню и пронес это чувство через всю жизнь. Первоначальное музыкальное образование Листопадов получил в Новочеркасской духовной семинарии, где стал певцом и дирижером ученического хора. В программе выступлений хора наряду с церковной и классической музыкой были и казачьи песни. Именно тогда у будущего этнографа родилась мысль о собирании донского песенного фольклора. Желая получить серьезные литературные и музыкальные знания в области фольклористики, Листопадов едет в Москву. В период с 1903 по 1905 годы он занимается изучением истории и теории музыки в Московской консерватории. С 1904 по 1907 год слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В период учебы Листопадов не оставляет любимого дела – часто бывает на Дону, приводит в порядок записи. В 1911 году Александр Михайлович публикует свой первый сборник, в который вошло 107 песен. За этот труд фольклорист был награждён золотой медалью и премией. Позже другие его сборники песен выходили в Ростове-на-Дону, Москве, Ленинграде. Главным трудом его жизни стал пятитомник «Песни донских каза­ков», опубликованный уже после смерти Александра Михайловича. Это уникальное, до сих пор непревзойденное собрание донского песенного фольклора, сохранившее, по сей день свою познавательную и художественно-практическую ценность.

Песни казаков — это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Александр Михайлович посетил более сотни казачьих станиц, прошел пешком около двух с половиной тысяч километров.

Особенно плодотворно работал он в станице Мелиховской и хуторе Пухляковском, где записал много старинных казачьих песен.

Вот одна из записанных в станице Разинской, бывшей станицей Есауловской, в 1905 году песня «Ой да, как у нас-то было». На этой  остановке  вам необходимо выбрать правильный ответ к тексту песни.

Память о выдающемся «собирателе песенных сокровищ» увековечена в Ростове-на-Дону. На доме № 44 по улице Советской, где прожил последние тринадцать лет Александр Михайлович, установлена мемориальная доска. В его честь названа одна из городских улиц.

А 17 апреля 1962 г. было принято решение о присвоении маленькой библиотеке старинной казачьей станицы Александровской (ныне это территория г. Ростова-на-Дону) имени выдающегося собирателя и исследователя донских казачьих песен. И надо сказать, что уже полвека библиотека им. Листопадова с гордостью носит свое имя.

Песни, собранные А.М.Листопадовым, и ныне звучат в исполнении наших народных самодеятельных и профессиональных коллективов. Пожалуй, и нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы сердцам слушателей записанных им донских напевов.

Фольклорные традиции донских казаков – это тема, которая интересна не только жителям Донского края, но и всем, кто хочет ознакомиться с ними. Богата, своеобразна, интересна культура Донского края, его народное творчество. Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.

Вот и настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»