Познавательный час «Русские народные промыслы»

Добрый, день дорогие друзья!

Предлагаем вам принять участие в познавательном часе «Русские народные промыслы» к Году культурного наследия народов России.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом. 

Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

 Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.  Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

30 декабря 2021 г. Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»

«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через столетия… В народе не сможет сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…»

                                                                                                                                                                Б.М.Немецкий

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

В современном мире  развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.

Поэтому решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год — годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

Всем известно, что Россия – страна с многовековой историей, удивительной природой и богатой культурой. Наша страна сохранила традиции народных промыслов, которые являются важной частью русской культуры. Народные промыслы отражают историю нашей страны, ее прошлое и настоящее. В них прослеживаются русские традиции, которые зародились много веков назад, выражаются русская ментальность, характерные черты русской культуры. Хохлома, гжель, городецкая роспись, русская матрешка, дымковская игрушка… — с детства всем знакомые, родные слова.

В России народных художественных промыслов великое множество, и сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми из них. Давайте отправимся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы.  Рассмотрим некоторые виды народных промыслов, совершив экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

«Резьба по дереву»

Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезывая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.

Огромное значение деревянное зодчество имело на Руси. Русские мастера украшали узорами деревянные дома и предметы быта, отражая свои наблюдения за природой и людьми и превращая совершенно обычные в настоящие произведения искусство.

Чтобы понять, насколько важной частью русской культуры была резьба по дереву, стоит заглянуть в XIX век, когда домовая резьба ни много ни мало выделилась в отдельное направление народного творчества, или обратить внимание на результаты современных археологических раскопок. Достаточно даже просто заглянуть в сказки, чтобы найти там описание искусно украшенных деревянными орнаментами ставень или тщательно вырезанных из дерева игрушек. Русское крестьянское жилище было одновременно практичным и удивительно красивым. Различные детали имели как утилитарное, так и обереговое значение. Например, сплошная резьба на наличниках и фронтонах дома дополнительно играла практическую роль, предохраняя древесину от гниения.

Помимо домовой резьбы существовала резьба скульптурная, распространенная в северных губерниях. Мастера создавали объемные изображения зверей и птицах, делая их частью архитектуры дома. Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок или деревянных картин, детально проработанных, выпиленных из куска цельного дерева и покрытых лаком. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В XV-XVI веке на Руси зародилась народная резная игрушка.

Ажурная резьба по дереву – это ставшая популярной в середине 19 века художественная обработка дерева. В то далекое время почти все дома украшались или наличником, или другими частями из дерева.

Умельцы по дереву могли вырезать практически все что угодно. Начиная от простых кружек заканчивая животными с людьми. Предела их фантазии не было края. В то время народ был довольно суеверный, часто резьба помимо эстетической функции несла еще и функцию некого оберега – часто эти фигурки должны были защищать дом от леших и других злых сил.

Резьбой могут быть покрыты разнообразные предметы обихода, кухонная утварь:  резные хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, оригинальные вешалки и многое, многое другое.

Искусство резьбы по дереву никуда не исчезло и в наши дни. Деревянная резная мебель и узорчатые панели высоко ценятся во всем мире за их уникальность и неповторимость. Современные мастера создают удивительные произведения, отталкиваясь от традиционных методов и изобретая новые техники.

«Матрёшка»

Матрёшка русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства.   Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.   Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.   Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под  девушек в русском стиле одежды. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки».

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу.  Самую маленькую куклу  неразборную  делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Потом процесс повторяется  и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

Дополни стихотворение «Матрешка».

«Дымковская игрушка»

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Название промысла связано с Дымковской слободой близ города Вятки (сейчас Дымково – окраина Кирова). Изображаются всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки. Декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Как выглядит Дымковская игрушка «Всадник офицер» вы узнаете собрав пазл.

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна. Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

«Палех»

Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников – лаковой миниатюре. Одним из основателей  Палехского искусства, а также известным художником считается Голиков И.И.

 На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.

Ознакомиться с Палехской росписью вы сможете собрав пазл.

«Хохлома»

Зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни.  Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.

Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

Увидеть элементы Хохломы собрав пазл.

«Гжель»

Русская жемчужина, Нас чаруешь ты. Синяя фантазия-море красоты! так поэт М. Аверьянов восторженно говорил о гжельской керамике.

В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили искусные гончары. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. С 19 века роспись (цветочный узор) стали делать, в основном, синим кобальтом по белому. Иногда кроме цветочных гирлянд гжельские художники изображают сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Ознакомившись с историей народных промыслов, предлагаем вам принять участие в игре «Народные промыслы России»

Угадать в филворде «Центры народных промыслов»

Разгадать кроссворд «По ремеслу и промысел«.

Культура Дона.

Значительное место в ней всегда занимали народные промыслы.
С давних времен казаки занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьём, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготавливали изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти, тканые дорожки – всё это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.

Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшалась она поливой, росписью, несложным рельефным орнаментом. По всему миру известна семикаракорская керамика, получившая свое название по месту происхождения.  Семикаракорск — город на Дону, который был основан на месте казачьей станицы Семикаракорской.


Соберите пазл и вы ознакомитесь с Семикаракорским фаянсом.

Повсеместно на Дону было распространено плетение предметов быта из лозы и соломки. Корзины отличались и по размерам, и по форме. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное.

Занимались казаки и резьбой по дереву. Часто во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой.

Многообразны народные промыслы, все мы их и не отобразили в познавательном часе, а указали только малую часть. Узнать больше и подробно о них вы можете из книг фонда нашей библиотеки.

Алексей Клиентов. Народные промыслы.

Серия «История России» — единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории. Книга «Народные промыслы» посвящена древним исконно русским традициям народных промыслов, так популярных во всем мире. Ребенок совершит путешествие по миру древней культуры обработки дерева, железа и ткани (хохломская, городецкая, жостовская роспись, палехская миниатюра, гжельская керамика, каслинское чугунное литье, дымковская игрушка, вологодское кружево и многие другие). Издавна русский человек стремился украсить свою жизнь. Благодаря этому и возникли многие народные промыслы, традиции которых тщательно сохраняются и сейчас. Книга содержит карту «Народные промыслы России». Серия выпускается с 1998 г. и насчитывает уже более 100 книг. Интересный текст и хорошее иллюстрирование сделали ее очень популярной.

 Владимир Крупин. В Дымковской слободе.

Повесть «В Дымковской слободе» — о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена. И слободе Дымково, близ города Кирова (раньше он назывался Вяткой), глиняные свистульки лепили на протяжении многих веков, лепят и теперь. Повесть рассказывает о дымковской игрушке конца XIX века, когда «коник», «собачка» или «барыня» были копеечным творением, ярким и зазывистым, первою красою детства. Русская изба не терпела пустого украшательства. Вот и дымковская игрушка, эта цветная глиняная лепнина, была для игры, для забавы, для сердечного восхищения. Она назначалась ребёнку, ее не жалко было, покрутивши в руках, и облизать, а особо полюбившуюся лелеять в своём углу, нянчить и тетешкать. Владимир Крупин — выходец из Вятки, всё тамошнее ему родное и близко знакомое. Он про вятские земли пишет всю жизнь, и пишет хорошо. Может, и не игрывал он в детстве «коником» и «собачкой», но сейчас у него богатейшая коллекция «дымки», и этот праздничный хоровод, мне думается, очень помогал писателю сочинять столь нехитрое, но чистое признание в любви к вятской игрушке.

Лариса Александрова: Деревянное зодчество Руси.

Серия «История России» — единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории, в которой рассказано о мастерах по дереву и приведена основная информация о строительстве деревянных крепостей и жилищ, а также описано церковное строительство.
Все повествование удачно дополнено иллюстрациями, среди которых рисунки автора, фрагменты различных украшений, предметы быта, репродукции картин (Нестеров, Васнецов, Билибин и др.) и фотографии.

Серия выпускается с 1998 г. и насчитывает уже более 50 книг. Интересный текст и хорошее иллюстрирование сделали ее очень популярной.

Елена Ожич. Ремесла русского народа.

В книге описаны такие ремёсла как народная игрушка ( дымковская, филимоновская, разнообразные матрёшки и т. д), вышивка, жестовские росписи, гжель и хохлома, валенковаляние и другие промыслы, которыми славится Россия.

На каждой странице есть цветные иллюстрации, а подача информации доступна и понятна детям. На них и ориентирована книжка, она будет очень полезна для школьных докладов и самостоятельных работ по окружающему миру.

.

Светлана Лаврова. Русские игрушки, игры, забавы.

Книга «Русские игрушки, игры, забавы» рассказывает об истории возникновения игрушек на Руси, о «божественном» происхождении и обрядовом значении лошадок и мячей, кукол-оберегов и соломенных птичек. Пусть наши дети узнают, в какие куклы играли их прапрабабушки, на каких лошадках скакали и какими солдатиками сражались их прапрадедушки. Отдельные главы посвящены народным играм и забавам, ныне незаслуженно забытым: «пять камушков», бирюльки, ходули, игры в бабки и в лапту. Очень хочется надеяться, что эта книга поможет воскресить русские народные игрушки и возродить «потерявшиеся во времени» игры и забавы.

.

На этом наше мероприятие подошло к концу. До новых встреч!

С вами была заведующая филиалом Гридина Л.А.