Литературный час «Чехова любим, Чехова знаем»

Мероприятие подготовила заведующая сектором художественной литературы и детского развития Сучкова Н.А.

Здравствуйте ребята! Сегодня литературный  час, посвящённый 161  годовщине со дня рождения донского писателя Антона Павловича Чехова.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге  в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. 
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

Отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле «колониальными товарами». Но больше всего он увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

        Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье . Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья Чеховы, втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей. Сначала Антон учился в греческой школе в Таганроге.

В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию .Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

        Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки . Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии . Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ.

       Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии.

Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание. В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге  и в этом же году переехал к родителям в Москву.

В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы   — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба — 1887, за последний сборник в 1888 автору присуждена академическая Пушкинская премия). В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Оканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Жалобная книга» , чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия» , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты «Новое время» А.С. Суворина. Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже «зрелый», «серьезный» Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа.

  Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям.

6+Аннотация к книге «Каштанка»

Каштанка, помесь таксы с дворняжкой, однажды заблудилась, покинув привычное жильё у столяра и его сына Федюшки, где она спала под верстаком и лежала в стружках. На улице Каштанку подобрал странный незнакомец, в доме которого её ждала совершенно другая, необычная жизнь. Но как бы ни было хорошо в новом доме, Каштанка не забыла прежних хозяев.

Предлагаем вспомнить замечательный рассказ Антона Павловича Чехова «Каштанка» и ответить на вопросы кроссворда. Желаем удачи!

Рассказы о животных-это мощнейшее средство научиться сочувствовать, переживать за слабое беззащитное существо. Рассказ «Белолобый «написан Антоном Павловичем в 1895г., в этом же году он был напечатан в сборнике «Детское чтение» №11. Это первый и последний рассказ Чехова, написанный специально для детей. Прообразом главного героя стал дворовый пес, живший у автора в Мелехове. Основная мысль рассказа — Человек должен бережно и чутко относиться к животным и к природе.

6+Аннотация к книге «Белолобый»

В книге собраны рассказ «Белолобый» — о приключениях щенка, попавшего в волчье логово, и отрывки из повести «Степь» — о том, как мальчик Егорушка едет по степи. Предлагаем вспомнить основные действия рассказа, а поможет вам это сделать викторина! Желаем удачи!

6+ Аннотация к книге «Мальчики»

В этой книге вы прочтете рассказ Антона Павловича Чехова о попытке мальчиков-гимназистов убежать в Америку.
Для детей младшего школьного возраста.

6 +Аннотация к книге Антон Чехов: Рассказы

Сборник рассказов А. П. Чехова для детей среднего школьного возраста.
Составитель Е. Позина.


6 +Аннотация к книге «Ванька»

С творчеством великого писателя Антона Павловича Чехова мы начинаем знакомиться с самого детства. Его рассказы для детей несут в себе духовный смысл, отзывчивость и милосердие, сопереживание слабым и угнетённым.
Герой рассказа — девятилетний сирота Ванька Жуков, отданный в ученики городскому сапожнику. Мальчик пишет письмо своему деду Константину Макарычу и с тоской вспоминает родную деревню. Ванька рассказывает, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. Но на письме нет точного адреса… Для младшего школьного возраста.

6+Аннотация к книге «Шуточка. Рассказы»

В книгу мастера короткого рассказа Антона Павловича Чехова вошли произведения обязательной школьной программы по литературе и рекомендованные для внеклассного чтения.

Предлагаем отгадать название рассказов, зашифрованных в ребусах. Желаем удачи!

Ребус №1

Ребус №2



Предлагаем собрать пазл, собрав мозаику вы сможете увидеть Таганрогский музей «Домик Чехова» — старейший мемориальный чеховский музей в России открытый в 1926 году. Расположен в небольшом флигеле на территории бывшего домовладения таганрогского купца А.Д. Гнутова по ул. Чехова (быв. Купеческой, Полицейской, Александровской). Постройка домика относится к 1850-м годам. В 50-60-е годы XIX в. здесь находился деревянный дом и два небольших флигеля, каретный сарай и хозяйственные постройки. Желаем удачи!

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.