Свойства информации. Самоорганизация и самодисциплина читателя. 10 прав читателя от Даниэля Пеннака.

Добрый день дорогие друзья!

Сегодня хочется поговорить с вами о том, что такое чтение, что оно нам даёт, а также для тех кто не очень любит читать попытаться с помощью 10 прав читателя от Даниэля Пеннака разбудить в вас интерес к чтению. Давайте же вспомним, что такое

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Просмотровое (ознакомительное) чтение преследует цель получения самой общей информации. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т. п. Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас главное — получить самое общее представление о содержании в целом. О чём текст вообще и определить, представляет ли данный материал для нас интерес.

Все наши усилия направлены лишь на то, чтобы определить есть ли нужная нам информация в данном тексте. Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чём данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.

Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объёма языкового материала, поэтому в школе обучают лишь отдельным его приёмам, обеспечивающим определение темы текста. Время, отводимое на просмотр, определяется из расчёта 1 — 1,5 страницы за минуту.

Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов даёт возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.

Что даёт человеку чтение книг? Пофантазируем на тему, что если бы книг у нас не стало. Узнаем конкретные практические преимущества чтения и постараемся разобраться, как приучить себя читать с удовольствием.

Что же даёт чтение книг?

Воображение и креативность. В процессе чтения мы начинаем представлять то, о чем говорится в тексте, это не фильм или ролик, где кто-то все представил за нас, мозгу приходится работать, создавать образы. Вам намного легче становится понимать собеседников. Перед мысленным взором быстрее создается изображение. Также и обратный процесс, когда вы кому-то описываете свой образ или идею, становится более связным и точным, понятным для других. Идеи, которые встречаются в книгах, могут подтолкнуть к своим собственным находкам и изобретениям.

Психическое здоровье. Определенная ритмичность текста книги, его наполненность, красота (это может относится не только к художественной литературе) способны снимать стресс и успокаивать психику. Также активность мозга при регулярном чтении позволяет если не полностью предотвратить, то надолго отодвинуть старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера.

Уверенность. Чтение книг разных жанров увеличивает ваш словарный запас, повышает грамотность, повышает уровень эрудиции. Вы становитесь более интересным собеседником, а ваша речь связной и красивой, и в устном, и в письменном виде.

Улучшение способности к длительной концентрации и внимания. Читая регулярно, вы приобретаете навык длительного сосредоточения на одной задаче. Это умение повышает качество результата в любой другой сфере деятельности. Также чтение развивает объективность, способность абстрагироваться и взгляд со стороны, что помогает принимать более взвешенные решения в реальности.

Улучшение памяти. Тут за примерами далеко ходить не надо. Почитайте Джорджа Мартина или Сапковского — столько персонажей, событий, сюжетных линий! Шикарная тренировка полушарий(мозга). Мы тренируемся в умении аналитически мыслить, запоминая связи между персонажами и событиями, строя предположения о ходе событий. Те кто читает, определяют закономерности и выстраивают логические связи быстрее, чем любители телевизора. Ум становится более острым (а значит и чувство юмора развивается).

Расширение кругозора. Книги дают возможность «прожить» другие жизни. Мы вживаемся в реальных и придуманных персонажей, погружаемся в их миры, чувства, поступки. Зачастую информация, почерпнутая из книг, применима в реальности и может повлиять на качество жизни, обогатить опыт, предостеречь от ошибок.

Чтение помогает разобраться в себе. Это относится не только к специальной литературе по психологии и саморазвитию. Художественные произведения, биографии часто вызывают неожиданные вопросы читателя к самому себе и своей жизни. Дают возможность взглянуть на себя с другой точки зрения.

Книги могут вдохновлять и мотивировать. Действительно, хорошая книга часто поднимает на более высокий эмоциональный уровень, и на этой волне можно многое сделать. А возвращаясь в памяти к самым вдохновляющим моментам или перечитывая их, вполне реально долго удерживать себя в этом состоянии. Часто, особенно в подростковом возрасте, пережить какие-то неприятные моменты помогают любимые книги и их герои.

Чтение делает людей счастливее. Определенно, да! По сути чтение — это многофункциональный инструмент для изменения и улучшения качества жизни во всех ее сферах. Человек, умеющий им пользоваться, имеет больше возможностей для роста в профессии, для саморазвития, для поиска решений проблем, помощи себе и другим. Чтение тренирует умение переключаться и быть вовлеченным. Становится легче сознательно переходить из одного эмоционального состояния в другое и в жизни. Среди любителей чтения меньше страдающих от депрессивных состояний.

  Чтобы чтение было в удовольствие, книги должны соответствовать интересам и возрасту читающего.  Гораздо проще заинтересовать книгой, которая может помочь в чем-то важном для человека, именно в тот момент, когда это актуально.

В скором времени вы с удивлением увидите, как много прочитанных книг, как много вы из них для себя взяли, каких целей смогли достичь. Привычка к самообразованию очень полезна, и чтение — это способ получить знания в тех областях, в которых вы хотели бы развиваться, совершенствоваться.

Предлагаем вам принять участие в мини-игре «Чтение -учение» собери пословицы о книге и чтении.

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье. Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:
1. Чтение книг увеличивает словарный запас

2. Чтение помогает общаться с людьми

3.Чтение добавляет уверенности

4.Чтение снижает стресс

5.Чтение развивает память и мышление

6. Чтение делает моложе.

8. Чтение делает нас более творческими .

7. Чтение улучшает сон. Если вы систематически будете читать перед сном.

8. Чтение улучшает концентрацию.

Есть ли польза от чтения книг?

Наверное, каждый для себя по-разному может ответить на вопрос, для чего он читает? Для кого-то это удовольствие, для кого-то книга – источник знаний, кто-то читает, чтобы скоротать время, например, в дороге. Сегодня бумажные книги потеснили новейшие технологии – электронные книги. Но суть от этого не меняется. Книги по прежнему читают, и продолжают рождаться люди, которые читают с пеленок и те, которые не читают. Странно, но факт остается фактом. Очень часто бывает, что в одной семье растут дети, с абсолютно разным отношением к чтению. Как вы считаете,  любовь к чтению надо считать талантом или особым даром?

Предлагаем вам принять участие в мини-опросе «Для меня чтение-это…» нажмите на картинку ниже и перейдите к опросу.

Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал – очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.

2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.

3.  Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей. 

4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.

5. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.

6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.

7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.

8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.

9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.

10. Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

А давайте вспомним историю появления книг и библиотеки, ответив на вопросы викторины «Книжное досье». Желаем удачи.

Предлагаю ознакомимся с 10 правилами чтения Даниэля Пеннака. Кто же он такой?

Даниэль Пеннак родился в 1944 году в семье военного инженера в городе Касабланка (Марокко, Северная Африка). Он много путешествовал вместе с отцом, получил педагогическое образование во Франции и с тех пор успешно совмещает работу учителя в «не очень простой школе» спального района Парижа с занятиями литературой. Его антипедагогическое эссе «Как роман» перевернуло все сложившиеся в современной системе образования представления о том, как нужно преподавать литературу, чтобы научить детей любить книги. Книги Даниэля Пеннака переведены на 26 языков и удостоены многочисленных литературных премий в разных странах мира.

Педагогическое эссе Даниэля Пеннака «Как роман» – успешная попытка автора рассказать родителям и педагогам о Чтении. В нем Пеннак провозглашает чтение актом любви; глагол «читать» здесь не терпит повелительного наклонения, также как и глаголы «любить», «мечтать».
Прослеживая путь формирования будущего читателя с самого детства, автор раскрывает причины утраты связи между книгой и ребенком (подростком), для которого она становится «кирпичом», свалившимся на голову, «спрессованной вечностью», «материализовавшейся скукой».

Пеннак, опираясь на труды великих мыслителей (например, Ж.-Ж. Руссо), собственный педагогический и жизненный опыт, выводит простую по своей сути формулу возрождения отношений «читатель-книга» – «чтение вслух». Именно таким образом он прививал любовь к чтению у своих учеников.
Книга Даниэля Пеннака написана живым, образным и доступным языком. В ней нет назидательного тона, нет диктата и пренебрежения к «ученику». Многочисленные отсылки к именам и произведениям мировых писателей-классиков позволяют в свободный час обратиться к их творчеству.
Говорящее название «Как роман» указывает на основную мысль – чтение должно приносить радость и «утолить в первую очередь жажду интересных историй», свойственных для романа. А может быть, его можно трактовать еще и как форму близости, возникшей в процессе чтения между читателем и книгой?..

Чем же еще полезна эта книга? Почему ее стоит обязательно прочитать и специалистам, и обывателю?
Во-первых: Пеннак описывает актуальную проблему современности, предлагает пути ее решения.
Во-вторых: Пеннаком разработаны 10 неотъемлемых «прав Читателя» (подобно 10 библейским заповедям), соблюдая которые книга может вернуться в руки к «нерадивому» читателю.
В-третьих: книга способствует восстановлению отношений «Ребенок-Родитель-Педагог».
Эссе Пеннака «Как роман», 1992 года излагает принципы эффективного подхода к литературе:

Эти десять законов получили название «Декларации прав читателя»

В своей книге «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения. Его установки помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка:

1.Право не читать. Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.

2.Право перескакивать. Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (например, описания природы) и читать то, что ему интересно.

3.Право не дочитывать. Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!

4.Право перечитывать. Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.

5.Право читать, что попало. На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает достаточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

6.Право на боваризм (от «Мадам Бовари» — прим. ред.) Никогда не высмеивайте идеалы подростков, будьте толерантны, даже если вы понимаете, что любимый герой вашего ребенка далек от реальной жизни.

7.Право читать, где попало. Не запрещайте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего вы могли бы добиться: он полюбил чтение!

8.Право читать вслух. Иногда ребенок может захотеть прочитать вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с вами радость от прочитанного. Цените это!

9.Право втыкаться. Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока «не дорос», это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти, и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.

10.Право молчать о прочитанном. Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем необязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.

Эти простые правила Пеннака адресованы родителям самостоятельно читающих детей, но почти все из них подойдут и родителям дошкольников.

Аннотация к книге «Как роман»

«Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать — не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу». «Кого же? — спросите вы. — И главное, что же в этом случае делать?»
Пытаясь ответить на вопрос «Что делать, если дети (если люди) не читают?», Даниэль Пеннак написал самое значительное свое произведение, книгу-манифест в защиту чтения, философское эссе «Как роман«, который покорил миллионы читателей в мире, сразу став настольной книгой тех, кому небезразлична судьба книги в современном обществе.
Впервые «Как роман» вышел в России в 2005 году, и вызвал огромное количество благодарных откликов читателей.
В своей книге «Как роман» Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколько и результативными. Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.

А вы согласны с такими правами читателя? Следуете им в жизни? Или есть то, что расходится с вашей точкой зрения? Оставляйте комментарии.

Даниэль Пеннак описывает опыт работы в обычной школе, в которой учатся те, «кого отчислили из лицеев центральных округов, потому что их оценки не давали надежд на степень бакалавра, ну то есть никаких надежд. … И само собой разумеется, они не любят читать. Слишком много слов в книгах. Страниц тоже. И вообще, слишком много книг. Нет, читать они решительно не любят.»

Первый же урок литературы продемонстрировал полнейшее отсутствие интереса к чтению и литературе у молодых людей. Преподаватель литературы, из урока в урок стал читать вслух произведения классиков. Казалось бы, сколько можно прочесть за академический час? Разве можно успеть от корки до корки прочитать всю «Анну Каренину»? Или «Госпожу Бовари»? Или «Красное и черное?» Оказывается, можно. И не только успеть прочесть, но и успеть обсудить, то есть выполнить школьную программу.

Если выделить главное, то суть этих«десяти прав» сводится к тому, что нужно уважать читателя в каждом человеке и, конечно же, в наших пользователях. Не относиться к ним так, будто они обязаны читать, будто не читающий –плох изначально. Приучить малыша, подростка, молодого человека к чтению –это наша задача, наш профессиональный долг и выполнить его, подарить людям радость чтения –это так приятно!

В настоящее время у печатных изданий немало конкурентов: телевидение, видео, компьютер. Но книга по-прежнему необходима, ибо первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, порадоваться, а задача взрослых-пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способно.

А давайте вспомним героев книг из разных жанров: стихов, сказок, рассказов ответив на вопросы викторины «Наши имена в литературных произведениях». Удачи вам. Внимательно ли вы читали эти произведения.

Надеюсь, что те выгоды от чтения книг, которые вы прочли , еще больше убедят вас в том, что книга для нас является источником знаний, а чтение книг является одним из основных способов развивать нужные человеку навыки. Во все времена в книге нуждаются все: и старые и малые. Но с книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми, писал Фейербах. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья.

Наверное у многих из вас есть книги, которые изменили жизнь или очень сильно на вас повлияли. Буду рада, если поделитесь в комментариях, что это за книги и как это было.

Вот и подошел к концу наш библиотечный урок и хочется завершить его обращением к вам.

Читайте только лучшие книги, дорогие друзья, и это станет отличной инвестицией в вашу копилку личностного роста. Хороших вам книг и увлекательного чтения!