Исторический час «В те дни, когда в садах Лицея…»

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы приглашаем  вас ознакомиться с историческим часом «В те дни, когда в садах Лицея…», который ежегодно отмечается 19 октября с 1811 года. Сегодня исполняется 211 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга. Мы предлагаем вам отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора Александра 1 решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей.

История слова

берет свое начало в Древней Греции. На самом краю древних  Афин возле  храма Апполона Ликейского  великий философ Аристотель основал школу, получившую название 

в честь рядом стоящего храма. В переводе с  древнегреческого Ликейский — это «истребитель волков». Школа прославила себя  в веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах присваивали статус лицея. 

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь открыл для нас чертог Царицын,
Как мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Тогда гроза 12 года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа-
Еще грозил и колебался он.
Вы помните…

И они, лицеисты, помнили… Помнили всю жизнь и первый день лицея. И множество других дней, одаривших их первой юношеской дружбой . 19 октября. День Лицея. День верности, дружбы, памяти…

Принимали в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться. А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики. И все же славой своей Лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю, и прежде всего великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

Собрав пазл вы увидите картину И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

РАСПОРЯДОК ДНЯ ЛИЦЕИСТОВ.

Лицеисты учились много, но с большими перерывами. Распорядок, утвержденный с первого дня, практически не менялся:

  • День лицеиста начинался в 6 утра, после подъема обязательно шла молитва. Занятия длились с 8 до 17 часов с перерывами на завтрак, обед и прогулку в парке. Гуляли в любую погоду. После занятий — время домашних заданий и спорта: летом купались, зимой катались на коньках. Спать ложились в 10 вечера.
  • Завтрака как такового не было, воспитатели старались отучить лицеистов от изнеженности и роскоши. Чай с белой булкой и прогулка
  • ОБЕД. Вот его-то и коснулись изменения: сперва лицеистам в обед давали полстакана портера, потом сочли это баловством и заменили на квас с водой. Кормили лицеистов хорошо. Обед состоял из трех, а иногда и четырех блюд. По праздникам на столе появлялись кофе и шоколад. Примерные ученики удостаивались своеобразного поощрения: они имели право занимать за столом место поближе к гувернеру, раздающему еду.
  • УЖИН. В 20:30 — ужин и отдых.
  • В 22:00 — вечерняя молитва и сон. В арках зажигали ночники, дежурный прохаживался по коридору.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - gerb-carskoselskogo-liceya.jpg
  • СИСТЕМА ОЦЕНОК в Лицее была не такая, к которой мы привыкли сейчас — по восходящей. Наоборот, высшим баллом была единица, четверку же ставили за успехи весьма посредственные. Ноль означал полное отсутствие знаний. В первые годы обучения обходились вовсе без оценок, вместо этого преподаватели составляли подробную характеристику на каждого ученика, где отмечали его способности, поведение и прочее. Вот как характеризовал Пушкина один из его любимых учителей, преподаватель нравственности Александр Петрович Куницын: «Способен к предметам, не требующим напряжения», «весьма понятлив, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен».
  • Лицей не был обычной школой, обучение в нем приравнивалось к университетскому образованию. В 17 лет выпускник считался полностью готовым к государственной или военной службе. Помимо наук и языков лицеисты изучали Закон Божий, этику, политическую экономию, занимались танцами (на уроки приглашали сестер воспитанников или царскосельских девиц), фехтованием, верховой ездой, плаванием. Занятия не всегда проходили в классах. В хорошую погоду ученики могли вместе с преподавателями бродить по тенистым аллеям Царского Села, обсуждая философские вопросы. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», — вспоминал лицеист Модест Корф.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - gerb-carskoselskogo-liceya.jpg

ЗАПРЕТ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ был закреплен в уставе Лицея, что выгодно отличало его от большинства учебных заведений того времени и, конечно, способствовало формированию пресловутого вольного лицейского духа, воспетого Пушкиным. Преподаватели общались с лицеистами на равных и исключительно на вы. Также в Лицее не было цензуры, преподаватели обсуждали с учениками любые темы. Педагоги были поистине выдающимися и при этом очень молодыми — например, Николай Федорович Кошанский, преподаватель словесности, уже имел степень доктора наук, хотя на момент открытия Лицея ему было всего 30 лет.

Предлагаем ответить на вопросы викторины о Царскосельском лицее.

 
БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ!

На выставке «В те дни, когда в садах лицея, я безмятежно отдыхал» представлена литература о лицее и лицеистах.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 1-1.jpg

Аннотация к книге «В садах лицея» Лев Рубинштейн. «В садах Лицея» — повесть о юности Пушкина, Кюхельбекера, Пущина и их друзей. Рассказ ведется ясным, доступным языком, читатель будто ходит вместе с героями по вольному воздуху царскосельских парков. Книга предназначена для детей младшего возраста.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-2.jpg

Аннотация к книге «Прекрасен наш союз..»
Эта книга известного историка и писателя о лицеистах пушкинского выпуска.
Читателю предстоит познакомиться с Пушкиным и его товарищами, сыновьями XIX столетия. Они станут поэтами и министрами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками, офицерами и «государственными преступниками», декабристами..

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3-1.jpg

Аннотация к книге «В кругу друзей и муз» Л.В. Тимофеев.
Историко-краеведческий очерк, написанный научным сотрудником Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР на основе новых архивных материалов и документов, рассказывает об одном из самых значительных центров русской культуры первой половины XIX века — кружке А. Н. Оленина. Книга иллюстрирована редкими рисунками, гравюрами, литографиями. Для широких кругов читателей.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 4-1.jpg

Аннотация книги «История России. А. С. Пушкин» А. Самарцев.
В книге рассказывается о великом русском поэте А. С. Пушкине, о его друзьях и недругах, любви и стихах, жизни и смерти. Издание богато иллюстрировано и предназначено для читателей младшего и среднего школьного возраста. Книги из серии «История России» рекомендованы Министерством общего и профессионального образования РФ для дополнительного образования и признаны лучшими детскими книгами 2000 года.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5-1.jpg

Аннотация книги «Юность Пушкина» А. Слонимский Автор этой книги — крупнейший ученый-пушкинист и в то же время писатель, писавший на исторические темы. Повести «Детство» и «Лицей», составляющие эту книгу, основаны на подлинном биографическом материале. Ненавязчиво, вплетая в канву художественного изложения, Слонимский знакомит нас с фактами реальной биографии поэта, дает представление о его ранней лирике, о причинах, повлекших за собой написание того или иного стихотворения. Кроме того, автор рассказывает о том, как создавался Царскосельский Лицей, какая обстановка царила там. Он погружает читателей в бытовые подробности жизни этого заведения…

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 6-2.jpg

Аннотация книги «Царскосельская чугунка» М. Улыбышева
Эта книга интересна не только детям, но и взрослым. Столько нового и неожиданного узнаем мы о первой в России железной дороге, строительство которой началось в 1836 году — почти два века назад. Она называлась Царскосельской, потому что связала Петербург с Царским Селом. «Царскосельской чугунке» посвящена знаменитая «Попутная песня» Глинки, написанная на стихи поэта Кукольника. Яркая живая страница отечественной истории открывается здесь читателю.

История «Лицея №20» Первомайского района.

 А также хочется ознакомить вас с краткой историей «Лицея №20» микрорайона Сельмаш.

Как только зародились первые населенные пункты вокруг Ростсельмаша, начали возникать и школы для детей рабочих, служащих завода. В 1930 году было принято решение о строительстве школы для детей рабочих и служащих завода «Ростсельмаш» в центре Сталинского, ныне Первомайского района. Строительство школы – гиганта шло сложно, к назначенному сроку сдачи в 1933 году в строй были введены лишь частичные объекты. Датой рождения школы №75, исходя из отчета Крайплана и статьи газеты «Молот» от 8 сентября 1934 г., считается 1 сентября 1934 г. 1 сентября 1934 года поступил в эксплуатацию корпус «Б» с двенадцатью просторными светлыми классами. 15 сентября закончилась отделка,и вступил в строй хозяйственный корпус. К октябрьской годовщине Сельмаш получил весь учебный дворец.

Средняя школа №75 Ростсельмаша получила имя Сталина, в 1935 – 36 году в 4-х этажном помещении насчитывалось около 70 классных комнат. Школа открывала праздничные демонстрации в городе, широко было распространено внеклассная и внешкольная работа, действовали многочисленные кружки. В 1998 году школе было присвоено имя В. П. Поляничко.

Первое время после освобождения города от фашистов школа №20 размещалась в одноэтажном бараке в посёлке Маяковского, школа №75 – во временном помещении в посёлке Сельмаш. В 1947 году было завершено восстановление первой очереди огромного школьного здания на Сельмаше, туда вернулась школа №75, а вместе с ней по решению городских властей – учительский коллектив и часть учащихся школы №20. Итак, с 1947 года школа №20 находится в здании на Сельмаше (современный адрес: улица Металлургическая, 100), которое и стало на многие десятилетия местом работы двух ростовских школ — №№20 и 75. С сентября 2007 года школа №20 получила статус Лицея.

Что касается имени Виктора Петровича Поляничко, которое в последние годы носила школа №75 в честь своего бывшего выпускника, а в дальнейшем заместителя председателя Правительства Российской Федерации, погибшего в 1993 году во время осетино-ингушского конфликта , то теперь имя В.П. Поляничко перешло к объединённому лицею – такое решение принято городскими властями. Объединение Лицея №20 и школы №75 произошло в 2016 году.

Сегодня это новое здание лицея. В апреле 2022 года, после реконструкции состоялось торжественное открытие одного из старейших образовательных учреждений Ростова-на-Дону – лицея №20 имени В .П. Поляничко.

В донской столице открылся после реконструкции лицей №20 имени В.П.Поляничко

Проверить себя в качестве лицеиста можно, приняв участие в Просветительской акции «Всероссийский экзамен на лицеиста» инициированного Централизованной библиотечной системой города Ростова-на-Дону при поддержке регионального отделения «Донское Пушкинское общество».

Нажмите на выделенный синим цветом шрифт выше, и пройдя тестовое задание вы получите сертификат до 20.10.2022.

Ждём вас на следующих наших мероприятиях! До новых встреч!