Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня наша виртуальная выставка посвящена писателю Н. Гарину-Михайловскому, которому 20 февраля исполняется 170 лет со дня рождения. Виртуальную выставку подготовила ведущий библиотекарь сектора Федюнина Инна Вячеславовна.
Н. Гарин-Михайловский родился 20 февраля [8 февраля] 1852 году в семье дворянина Георгия Антоновича Михайловского. Предки писателя по материнской линии происходили из Сербии. Отец писателя, офицер, героически отличился в Венгерской компании, поэтому крестным его сына Николая был император Николай I.
Детство будущего писателя проходило на юге России — в Одессе. По завершении Ришельевской гимназии он уехал в столицу, где поступил на юридический факультет Петербургского университета. После года обучения он не сдал экзамен по энциклопедии права и решил выбрать более практическую профессию. Следующий учебный год Михайловский начал в Институте путей сообщения. В качестве студенческой практики он выбрал тяжелую работу кочегара на железной дороге. Когда в 1878 году Михайловский успешно завершил курс обучения, война с Турцией еще не закончилась, поэтому молодого специалиста направили в Болгарию, где он участвовал в строительстве порта и дороги. За отличную службу он был удостоен награды — ордена Св. Станислава III степени.
Энергичный и изобретательный инженер, Михайловский вскоре получил должность на строительстве железной дороги между Молдавией и Болгарией. В 1880 году он вновь оказался в центре послевоенного строительства — на этот раз в Грузии. Ввиду частого нападения турецких разбойников, работа эта была опасной. По окончании строительства Михайловского назначили начальником бакинского отрезка железной дороги, но уже в 1882 году он подал в отставку. Причиной стала бескомпромиссная честность Михайловского — он не мог безучастно смотреть на взяточничество сослуживцев.
В 1883 году Михайловский приобрел имение в Самарской губернии, где поселился с семьей. Под влиянием народничества он мечтал восстановить местную крестьянскую общину и организовать образцовое хозяйство. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему, а позже его заложили.
В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Результатом его проекта была многомиллионная экономия. В этот же период Михайловский, впервые после неспешного студенческого опыта, вернулся к литературной деятельности. Первым его произведением стала повесть «Несколько лет в деревне», в основу которой лег неудачный опыт социально-экономических преобразований самого автора. В 1890 году рукопись была передана в Москву. Тогда же Михайловский приступил к созданию повести «Детство Тёмы». Уже в 1891 году к нему обратились с предложением напечатать «Несколько лет в деревне» в журнале «Русская мысль». Михайловский согласился, а также вместе с другими писателями-народниками внес часть денег для покупки журнала «Русское богатство», в котором в 1892 году начали печатать повесть «Детство Тёмы» (ее продолжение, «Гимназисты», вышло уже в 1893 году). Это был не первый опыт финансирования периодического издания для Михайловского — с 1888 года он участвовал в организации марксистской газеты «Самарский вестник». С начала 1900-х годов Михайловский печатался в издательстве «Знание» под руководством М. Горького.
Помимо литературной деятельности, Михайловский принимал участие в дальнейшем строительстве Транссибирской магистрали (результатом его проекта среди прочего стало возникновение Ново-Николаевска, ныне Новосибирска), Казано-Малмыжской железной дороги, выступал в печати с призывами строить дешевые железные дороги. Позже он вел инженерные изыскания для земств, был организатором строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги.
В 1898 году по приглашению Петербургского географического общества Михайловский отправился с экспедицией в Северную Корею. Наряду с географическими, он совершил открытия в области фольклористики — записал около 100 корейских сказок (сохранилось только 64).
С 1903 года он руководил проектными работами по строительству железной дороги в Крыму. В период русско-японской войны находился в зоне боевых действий.
10 декабря [27 ноября] 1906 года Михайловский скоропостижно скончался. Похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Приятного вам просмотра!
Читайте с удовольствием!